Успешный японец (часть 5)
Поступая на работу в японские компании или государственные учреждения, молодой сотрудник становится частью трудового коллектива и подчиняется непосредственному руководителю подразделения. При этом никто из сотрудников не может заранее выбирать себе руководителя, который соответствовал бы его стандартам. Скорее наоборот, новый сотрудник вынужден адаптироваться к требованиям и привычкам своего руководителя. Хорошо, если сотрудник сможет найти в себе силы правильно понять все правила игры в новом для него коллективе и быстро влиться в его состав.
Японские руководители отличаются строгостью и требовательностью к подчиненным, а также терпимостью в отношениях с сотрудниками. Но может случиться и так, что не всегда поведение и манеры начальства окажутся корректными и гуманными. И тогда любой проступок подчиненного, задержка с выполнением задания и даже опоздание на службу могут стать поводом для выпадов в адрес работника, вплоть до его оскорбления или унижения. Что и говорить, такая манера общения руководителя с подчиненными мало кому может быть приятна. В таких случаях сотрудники могут стремиться уйти от такого начальства.
#Японский язык- как много в этом звуке! #Хочу учить японский язык #Японский лингвистический центр #Познать Японию через японский язык #Разговорный японский для общения
Если «успешный» японец оказывается в подобной ситуации, то он не делает поспешных выводов о характере руководителя. Он просто присматривается внимательнее к его поведению и анализирует, насколько обосновано недовольство начальства. Например, если поставить перед собой задачу выполнять на работе все задания безукоризненно, не давая повода для взысканий, и понаблюдать, какова будет в этом случае реакция руководителя? Если проблема упирается в высокий уровень требовательности руководителя к подчиненному, к выполняемой им работе, то в этом случае работнику следует самому увеличить производительность труда, повысить ее качество, чтобы соответствовать высоким критериям руководства.
Рассмотрим пример, когда в одной японской компании новички столкнулись с излишне эмоциональным начальником, который не допускал никаких ошибок в работе и строго критиковал подчиненных за малейшие ошибки.
Один из работников не захотел мириться с таким предвзятым к себе отношением и стал искать другое место работы. Спустя некоторое время ему предложили вакансию в страховой компании с хорошей должностью и окладом. Внутренне он принял для себя решение уходить со старой работы, но перед уходом встретился со своими родными и сообщил им о своих планах. Каково же было его удивление, когда отец резко раскритиковал его за малодушие и недальновидность и вместо ожидаемых похвал строго отчитал.
В чем же была причина недовольства отца? Дело в том, что в Японии существует система пожизненного найма. Эта система предполагает гарантированную занятость и применяется в крупных компаниях и государственных учреждениях. Система возникла после Второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Человек, получив образование, поступал на работу в компанию и работал там до выхода на пенсию. За это время в рамках одной компании сотрудник мог переходить с места на место, менять сферу деятельности, продвигаться по служебной карьере. Преимущество системы пожизненного найма состояло в том, что каждый сотрудник в мыслях напрямую связывал себя с компанией, на которой работал, понимая, что его личное процветание целиком и полностью зависело от процветания его компании.
Крупные японские компании предоставляли своим сотрудникам ряд льгот и программ помощи для того, чтобы обеспечить производственные достижения и высокий уровень лояльности. И хотя такие программы оказывали незначительное влияние на фактические результаты труда, они способствовали воспитанию чувства товарищества, коллективизма, морального долга. Все это приводило к появлению японского феномена «успешных» корпоративных людей.