Самурайский дух современных японцев
История многих народов наполнена легендами и мифами о подвигах былинных богатырей, национальных героев, которые, не щадя жизни, защищали родину и государя-императора. Однако немного в мире найдется стран, история которых изобиловала мифами о славных подвигах целого военного сословия. В истории же Японии можно найти великое множество повествований о самоотверженных подвигах самураев. Именно эти рассказы и мифы всегда оказывали мощное влияние на процессы формирования национальной культуры и менталитета многих поколений японцев.
Верховная власть в Японии традиционно концентрировалась в руках правящего императорского клана, который периодически объединялся с другими влиятельными родами для усиления позиций власть имущих, с одной стороны, и для минимизации разрушительной борьбы за власть - с другой. С середины VII в. одним из постоянных союзников императорской семьи стал сильный род Фудзивара, который поставлял невест для императорской семьи и тем самым значительно укрепил свое положение при дворе.
Правда, к XII в. даже такой мощный тандем, состоящий из императора и главы самого сильного рода, стал слабеть, чем воспользовались лидеры двух соперничающих родов –Тайра и Минамото. Между ними развернулась борьба за право властвовать в Японии, и велась эта борьба не на жизнь, а на смерть. В 1156 г. победу одержал род Минамото, который и основал в стране первый сёгунат.
Сёгунат - это военно-феодальная система правления, при которой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала военному главнокомандующему - сёгуну. Должность сёгуна передавалась по наследству. В истории Японии насчитывается три сёгуната: Минамото (1192–1333) со ставкой в Камакура - Камакура бакуфу, Асикага (1338–1573) в киотоском районе Муромати - Муромати бакуфу, Токугава (1603–1868) со штаб квартирой в Эдо, нынешнем Токио, - Эдо бакуфу. Императоры несколько раз предпринимали попытки свергнуть власть сёгунов и вернуть себе всю полноту власти. Окончательно это удалось реализовать лишь в 1868 г. в ходе Реставрации императора Мэйдзи, когда «сёгунаты", "бакуфу" и сам титул «сёгун» ушли в историю.
В истории Японии было три сёгуната и десятки сёгунов, которым подчинялась мощная армия, состоявшая из самураев. Самурайским войском обладал и каждый из более чем 200 провинциальных правителей страны. Самураи были единственным привилегированным военным сословием, имевшим исключительное право ношения при себе 2-х мечей, тогда как простолюдину в Японии строго-настрого запрещалось носить какое-либо оружие. Самураи имели даже право убить простолюдина, если он их оскорбил или выразил неуважение. От всех прочих сословий феодальной Японии самураи отличались двумя характерными особенностями – прической с выбритым лбом и с зачесанными назад волосами, правом носить два меча - большой и малый. Ко всему прочему, самураи имели жесткую внутреннюю субординацию. Моральный кодекс самураев назывался бусидо и переводился как «путь воина». Главной заповедью самураев являлось беспрекословное повиновение своему хозяину, и этому обучали японских детей с малых лет.
Основой самурайской идеологии были дзэн-буддизм (одна из самых распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах Восточной Азии; само слово "дзэн" происходит от санскрито-палийского термина "дхьяна-джняна", означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а также отстраненность или избавление от страданий) и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на принципах конфуцианства. Во главу угла самураи ставили полное подчинение своему господину, что, однако, не означало готовности подчиненного совершать любую подлость и злодеяние по воле повелителя. Если самурай получал заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно попытаться переубедить своего господина. Если же это было невозможно –самурай добровольно совершал «сэппуку» (в переводе с японского-вспороть себе живот) - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был лишить себя жизни в случае "потери лица", т.е. когда он был опозорен. Самурай мог сделать харакири как во время сражения, так и вне битвы в ходе специальной церемонии.
Богатая событиями история культуры японских самураев породила множество поучительных легенд. Кодекс поведения самураев стал всемирно известным культом. Многие и сегодня представляют их историю как нечто загадочное явление в средневековой Японии. Строжайшая внутренняя дисциплина самураев и соблюдение ими морального кодекса послужили таинственной завесой для всех не посвященных в историю Японии людей.
Сословие самураев было настолько могущественным, что стиль их жизни стал образцом для подражания и оказал сильнейшей влияние на все стороны жизни последующих поколений, начиная от философии и духовной жизни, кончая поведенческим этикетом, нормами семейной жизни, традициями японского языка, правилами ношения одежды, эстетическими воззрениями и даже проведением досуга. Код самураев пронизывал основы японского искусства, литературы и поэзии, повседневной жизни.
Несмотря на свержение сёгуната как института правления в 1867 г., самурайская идеология и система ценностей продолжали жить в душах многих японцев. Именно этот дух смог вдохновить на подвиги японских воинов во время всех войн, которые вела Япония в конце XIX в. и в первой половине ХХ в. В послевоенной Японии самурайский дух вдохновлял японцев на мирные подвиги в процессе создания «японского чуда», которое превратило страну во вторую экономическую державу мира.
Дух самураев продолжает существовать и в современной Японии, находя свое выражение в поведении японцев, в уровнях вежливости японского языка, в их преданности Родине и честному служению своему долгу. Код самурайской этики и приверженность поведенческому этикету до сих пор остается образцом для подражания новых поколений японцев. Сегодня они с ностальгией вспоминают о дисциплине, порядке и правилах жизни, которые были присущи истинным самураям.
Изучайте японский язык с нуля! Это ваш компас в современной жизни.